Виды упражнений музыкальной терапии

musictherapyУпражнения «Самосознание через музыку». Они основаны на объективных или ассоциативных способах восприятия музыкального содержания.  Клиент пытается описать прямо или ассоциативно эмоциональное или образное содержание музыки. После этого происходит сравнение выявленного образно-эмоционального ряда со своим реальным состоянием. В том случае, если музыка вызвала яркие образы, ассоциации, можно выяснить степень значимости этих образов его человека, его отношение к ним. Такие упражнения помогают  поиску связей состояния человека с внешними и внутренними причинами.

Усложненный вариант этого упражнения связан с динамизацией возникших в сознании образов. Особенно это важно при неадекватном восприятии музыки. Например, девочка 11 лет отказывалась слушать любую музыку, считая её «страшной». В этом случае была проведена работа по нейтрализации чувства страха, используя упражнение на рисование присутствующего в музыке образа (как выяснилось, для девочки страху соответствовал образ Льва) с последующим его «уничтожением», ритмическим «выведением наружу» страха и агрессии (так называемое символическое двигательное уничтожение Льва). После таких занятий девочка пришла в спокойное состояние, её оценка музыки стала адекватной.

«Изобразительный танец» – двигательное и мимическое выражение содержания звучащего музыкального произведения, в котором решаются задачи самовыражения, телесного и эмоционального раскрепощения. Музыка  при этом не обязательно принадлежит к танцевальному жанру и может не иметь чёткой метроритмической структуры. Работа может проводиться индивидуально, в парах,  группах. В групповой форме хорошо осознаются и отрабатываются модели поведения, связанные с взаимодействием и невербальным общением. Хорошую возможность самопознания даёт танец с собственным отражением перед зеркалом в полный рост.

При работе над такими упражнениями важно обращать внимание на включенность в танец всех частей тела и мимики. Музыкальные фрагменты должны быть контрастными и достаточно протяжёнными, чтобы клиент мог вжиться в звучание произведения. Здесь необходимо человеку почувствовать самому, насколько он живёт жизнью музыки и уютно чувствует себя в предложенных ритмах и мелодиях. В конце желательно включить спокойное произведение и дать возможность участникам упражнения походить или посидеть наедине с собой, внутренне анализируя эмоциональные и телесные переживания, полученные в процессе танца.  Обычно в этом случае происходит сильный акцент на значимых организмических, эмоциональных или ментальных процессах, которые и создадут основу для дальнейшей работы.

Зарисовка «Музыка в красках и линиях». Её применение способствует решению широкого круга задач.  Индивидуальный рисунок активизирует творческое самовыражение, стимулирует эмоциональное раскрепощение и помогает вывести эмоции на бумагу. Парное и групповое рисование позволяет осознать и скорректировать модели взаимодействия с партнёрами. Здесь видно  преобладание стремления того или иного человека к сотрудничеству, соперничеству или изоляции.

В этих зарисовках может быть использована музыка любых стилей и жанров. Но важно учитывать то, что классическая музыка  обращается больше к общезначимому и вызывает у большинства людей конкретные однонаправленные  ассоциации с небольшим разбросом вариантов, а современный авангард больше направлен на индивидуальное в человеке, является проекцией собственного состояния  и личностных качеств слушающего. Поэтому исследователи для зарисовки рекомендуют использовать классическую музыку, которая не направляет творчество клиента в определённое русло и тем самым даёт больше простора для личностного самовыражения.

«Музыкальный театр» – это двигательно-групповой процесс, который направлен на осознание того, как каждый из участников группы воспринимает значимые жизненные ситуации и моделирует в них своё поведение. Тема театра не формируется словесно, а рождается  в процессе восприятия музыкальных образов. Процесс «Музыкального театра» включает в себя следующие этапы:

  1. Прослушивание музыкального произведения длительностью 10-15 минут с целью ощутить, увидеть, пережить образы во время слушания.
  2. Разделение группы на подгруппы по 4-6 человек и в группах обсуждение услышанного, создание сценария, распределение ролей.
  3. При повторном звучании музыки разыгрывание созданной пантомимы каждой группой поочерёдно.
  4. Обсуждение полученного результата с целью осознания каждого из этапов процесса как отражения собственных  жизненных моделей. При этом учитываются собственные переживания и ощущения и мнение «зрителей» – взгляд со стороны.

В этом процессе важен анализ эмоционального состояния участников после обсуждения, так как обычно это интенсивный групповой процесс, способствующий  сильному психологическому прорыву, и он одновременно фиксируется на личностных проблемах, которые могут сопровождаться напряжением, ростом агрессивной энергии, стремлением уйти в себя.

«Совместное музицирование»   основано на взаимной импровизации психолога, исполняющего нейтральную музыку, и клиента, играющего  на любых клавишах и спонтанно ищущего свой путь в духе звучащей музыки и проявляющей инициативу, благодаря которой  характер всей музыки может меняться.

Это упражнение позволяет самовыразиться, осознать свою уверенность, а также стимулирует способность проявления инициативы в нестандартной ситуации.

При групповой форме это упражнение помогает выявить атмосферу в группе. При этом все участники по очереди становятся партнерами психолога.

«Музыкальные зарисовки» являются индивидуальной импровизацией. Клиент при помощи фортепиано самостоятельно ищет способ выражения той или иной эмоции, настроения или «автопортрета». Хочется отметить, что «автопортрет» очень эффективен для сближения группы, усиления доверия и взаимопонимания.

«Диалоги на фортепиано» – это наиболее сложная разновидность импровизаций третьей группы, в процессе которых участники процесса общаются между собой на фортепиано. В результате выясняется степень эмоционального контакта участников импровизации, психологическое состояние каждого из них, причём последнее не всегда может осознаваться ими самими. Упражнение способствует формированию взаимопонимания в паре, помогает осознавать и понятно для других выражать своё состояние и отношение к партнёру. Кроме этого упражнение корректирует поведенческие модели, которые возникают при общении в реальной жизни: склонность к лидерству или подчинению, подавление другого или равноправие, способность к распределению «жизненных территорий».

 «Музыкальные зарисовки» и «Диалоги» могут быть ритмическими, вокальными или инструментальными  с использованием как фортепиано, так и других инструментов.

Упражнения под названием «Живая музыка» основаны на парадоксальном исполнении известной музыки и способствуют эмоционально-психологической раскрепощённости, снятию поведенческих шаблонов. «Живая музыка» представляет собой ряд упражнений, когда одну  и ту же мелодию,  интонацию или фразу клиенты исполняют  в различных манерах. Например, колыбельную участники задания исполнили решительно, грубо, насмешливо, а затем нежно, ласково. Выяснилось, что после противоположных эмоций правильно выразить нежность в колыбельной удалось легко и естественно. Можно  дополнительно передавать характер музыки ещё и голосом, позой, жестом, мимикой, движением.

«Ритмы и звуки тела»  – основа для большинства упражнений, где можно выделить два элемента:

  1. Клиенту предлагается прислушаться к своему дыханию, ощутить его глубину, темп, ритм, место фокусировки, подвигаться вместе с ритмом дыхания. Попробовать произнести на выдохе тот звук, который хотелось бы, а затем необходимо почувствовать и «выпустить» из себя этот звук как музыкальный, ощущая его тембр, силу, наполненность. Можно изменить высоту звука, возможно, получится целая мелодия.
  2. Работа с пульсацией внутри тела. Прислушиваясь к своему телу, к ощущению ритма, пульса, клиент пытается изобразить почувствованный ритм, подвигаться в ритме пульсаций всем телом или отдельными частями. Спонтанные движения могу перейти в импровизированный танец, построенный на ритмах собственного тела.

Это упражнение становится своеобразным эмоциональным итогом работы. Высота выдыхающего звука,  преобладающий тон мелодии могут сказать и психологическом состоянии человека. Исследователи считают, что это упражнение активизирует глубинные структуры психики, позволяет найти способ решения эмоциональных проблем, которые связаны со страхом, тревогой, подавляемой агрессией.

«Музыка речи» – это работа с тембром голоса и интонациями разговорной речи. Это упражнение во многом является своеобразной диагностикой психологического состояния человека, от которого зависит особенность тембра, интонации речи человека. Посредством «Музыки речи» удаётся помочь выявить личностные проблемы, которые решаются в дальнейшем. Наиболее целесообразно это упражнение вводится в процесс музыкотерапии несколько раз для иллюстрации изменений, которые происходят с клиентами в процессе работы, так как изменения совершаются независимо от человека, в ходе других упражнений, направленных на выявление и корректировку проблем.

 Приведённые четыре группы музыкотерапии не являются изолированными друг от друга. Они могут использоваться как в чистом виде, так и совмещать свои элементы между собой. Варианты их применения разнообразны и выбираются психологом или терапевтом в зависимости от ситуации.