В музыкальной терапии можно выделить две формы: индивидуальную и групповую. Она обычно имеет две фазы: ретроспективную и проспективную.
Задача ретроспективной фазы – натолкнуть участника на переживание необходимости активного раскрытия внутреннего конфликта. Слушая музыку, человек должен войти в противоречие со своей внутренней жизнью, своими переживаниями. Конфликты, которые до этого были неосознанные человеком, преобразуются в конкретные представления.
В проспективной фазе возможны два направления. Первое основывается на снятии психического напряжения, которое обычно выражается мышечным напряжением. Второе направление предполагает развитие потребности в слушании музыки, расширении круга переживаний и стабилизации самочувствия человека.
По способу применения музыки музыкальную терапию можно разделить на следующие группы (система О.А. Блиновой):
- включающие пассивное восприятие музыки;
- основанные на активной работе клиента с образами музыки, звучащей извне;
- основанные на самовыражении через музицирование в процессе музыкальной терапии;
- связанные со слышанием музыки как бы «внутри себя».
В первой группе музыка является фоном и не требует специального вслушивания, осмысления, переживания звучащего музыкального произведения. В процессе таких тренингов наблюдались случаи гиперпассивного восприятия, когда пациенты даже не могли с уверенностью сказать, звучала ли музыка вообще. В таких случаях музыка выполняет функцию катализатора эмоциональных процессов, тогда как внимание клиента направлено на другие внутренние или внешние факторы, например, собственные мысли, чувства, на содержание речи партнёра в процессе терапевтической беседы.
Сложность в таких процедурах заключена в подборе музыкальных произведений, которые бы максимально соответствовали поставленным задачам. Нередки случаи в практике, когда радостная музыка вызывает грусть, а в восторг приводит произведение, не сообщающее восторжённого состояния. Почему так происходит? Причина может быть в том, что на ход процесса и результаты неосознанного музыкального воздействия влияет не только сама музыка, но и состояние человека на данный момент. Часто музыка не формирует новое состояние, а раскрывает, углубляет прежнее, выводя наружу глубинный страх, напряжение или спокойствие, которое проявляется в такой реакции.
Пассивное использование музыки несёт вспомогательную функцию. Чаще традиционное применение фоновой музыки во время релаксаций, бесед, в процессе свободного рисования усиливает включение клиентов в процесс работы, а его ощущения намеренно переключаются с музыки на собственные ощущения. Но всё же замечено, что осознание своих переживаний без использования музыки более поверхностное и менее детальное.
Во второй группе результаты достигаются путём активного переживания эмоционального содержания звучащего музыкального произведения. Это может быть его осознание, устная или письменная вербализация, рисование, движение под музыку.
Третья разновидность музыкотерапии основана на самовыражении через музицирование. Это могут быть вокальные, ритмические, инструментальные импровизации, исполняемые как индивидуально, так и группой. Для инструментальных импровизаций используется фортепиано в дополнении с другими музыкальными инструментами.
Четвёртая группа музыкальной терапии связана со слышанием музыки как бы «внутри себя». Известно, что в процессе любого двигательного упражнения или действия физический организм, а именно: дыхание, пульсация внутри тела, тембр голоса – становится источником разных ритмов, звуков и мелодий. Упражнения этой группы могут выполняться лёжа, сидя, в движении в зависимости от решаемых задач. Эти упражнения тесно связаны с телом, способствуют работе с телесными проекциями психологических проблем.