Музыкотерапия в работе с детьми

music-therapyВ работе с детьми музыкотерапия может помочь активизировать ребёнка, преодолеть неблагоприятные установки и отношения, улучшить эмоциональное состояние.

Учёный В.М.Бехтерев делил все эмоции по влиянию на организм на бодрящие, или возбуждающие и расслабляющие, или угнетающие; по отношению к влиянию на других людей – на социальные, или альтруистические, и антисоциальные, или эгоистические. Он видел основную задачу при воспитании эмоциональных отношений в привитии ребенку полезных бодрящих эмоций и устранении угнетающих. В этом может помочь музыкальная терапия.

Исследователями выделено четыре основных типа реакций ребенка на музыку: сосредоточение, двигательное реагирование, вокализация и эмоциональные реакции. Музыка имеет положительное значение для направления их в нужное русло, для корригирования поведения. Опираясь на интерес ребенка к музыке, можно формировать черты социально активной личности, которые неразрывно связанны с познавательной деятельностью детей, развитием творческих способностей.

Музыкотерапия может быть индивидуальной и групповой,  пассивной и активной.

Пассивная индивидуальная музыкальная терапия применяется в трёх вариантах:

  1. С коммуникативным действием. Музыкальное произведение прослушивает и ребёнок, и психолог. Музыка в этом случае является средством для улучшения диадных взаимоотношений.
  2. С реактивным действием. С помощью музыки достигается очищение (катарсис).
  3. С регулятивным действием. В этом случае снимается нервно-психическое напряжение.

Все эти варианты могут применяться как отдельно, так и в сочетании друг с другом.

Активная индивидуальная музыкальная терапия, цель которых – преодоление коммуникативных расстройств. Это совместные  занятия музыкой психолога и ребёнка. Они представляют собой импровизированную игру, основанную на поиске простейших мелодических, ритмических и гармонических форм. При этом могут использоваться как фортепиано, так и простейшие детские музыкальные инструменты: барабан, металлофон, ксилофон, треугольник. Такие занятия развивают динамическую приспособляемость, способность к взаимному слушанию.

Групповая музыкальная терапия основывается на активном общении участников друг с другом, в результате которого возникают коммуникативно-эмоциональные взаимоотношения. Важно, чтобы процесс был достаточно динамичным.

Групповая музыкотерапия делится на терапию пением (вокалотерапию, хоровое пение) и танцами (хореотерапию). Вокалотерапия может помочь депрессивным, заторможенным, эгоцентричным детям. Каждый  ребёнок вовлекается в процесс, а моменты «анонимности» чувств и «укрытости» в общей массе создают условия для преодоления расстройств контакта,  утверждения собственных чувств и здорового переживания своих телесных ощущений.

Песни, используемые в процессе, желательно использовать народные, оптимистического характера, которые побуждают детей к размышлению и глубоким переживаниям. Конечно, они подбираются в зависимости от настроя детской группы. Дети встают в круг, ведущий поёт вместе с ними. При достижении определённого состояния группы, каждому ребёнку предоставляется возможность предложить песню, выбрать запевалу. Запевала оказывается в центр внимания, что служит для многих детей с преодолением застенчивости.

Кроме песен могут применяться элементарные мелодические и ритмические упражнения, которые помогают научиться напряжению и расслаблению. Это – произнесение гласных, выражающие удивление («А»), содрогание и уклонение («У»), расслабленность  («О»). Воспроизводятся  зевота, вздох, потягивание. Затем выражаются телесные чувства: радость, удовольствие, которые вызываются расширением объёма груди, расслабленностью мышц.

Эффективно применение в работе с детьми терапии импровизированными свободными танцами под классическую музыку. Танец – это своеобразная форма социального контакта, через которую улучшается способность к взаимопониманию, взаимопереживанию.  Дети раскрепощаются, обретают уверенность в себе, получаются положительные эмоции. Возможно и сочетание танца с пением.

Дети младшего возраста с большим интересом относятся к музыкальным заданиям, позволяющим им самостоятельно придумать движения в танце в соответствие со звучанием музыки. Такой творческий процесс формирует и развивает такие процессы, как память, мышление, активизирует детей, делает их более целеустремленными, способствует развитию способности принимать быстрое решение. Также стимулируется самостоятельную деятельность, и в результате этого дети от простейших творческих проявлений переходят к более сложным, переносят свой опыт на жизненные ситуации.

Музыка помогает ребенку раскрыться в упражнениях, спроецировать свои чувства. Психолог (терапевт)  разделяет и реагирует на эмоциональные переживания, высказывания и поведения ребенка. Правила и определенные ограничения учат детей самоконтролю, что просто необходимо в случаях агрессивных проявлений. Важно распознать у ребёнка эмоции гнева, радости, страха, печали, удивления, чтобы в последствии их проанализировать. Эмпатия также является мощным корригирующим средством.

Как вариант музыкотерапии может применяться групповое активное музицирование с использованием простейших музыкальных инструментов.  Оно способствует повышению самооценки детей, уверенности в собственные силы, улучшению взаимоотношений в группе. Положительные эмоции от совместной деятельности дают хороший результат при терапии музыкой в группе.

Таким образом, с помощью музыкальной терапии можно разрешить многие проблемы детей. Достаточная простота её применения делает музыкотерапию доступной практически в любом учреждении при создании соответствующих условий для проведения.