Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее и физическое развитие ребёнка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни. Восприятие музыки, отражение её настроения и образов в движении способствует укреплению физического и психического здоровья детей, гармоничному развитию тела и духа.
В дошкольном возрасте очень важно психологически раскрепостить ребёнка через освоение собственного тела как выразительного инструмента для передачи чувств, эмоций, которые ребёнок черпает из музыки. Ещё издавна музыка для воспитания и образования соединяла не только гармонию звуков, но и поэзию, танец, философию, творчество. Именно эти идеи важны для воспитания и в современном очень непростом и жестоком мире. Поэтому очень естественно стремление педагогов к воспитанию детей по «законам красоты», к воплощению в реальность прекрасной формулы Платона: «От красивых образов мы перейдём к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни и от красивой жизни – к абсолютной красоте…» Красота внутреннего мира, здоровый дух, здоровые мысли, здоровье души и тела…Вот то, к чему мы стремимся, погружая детей в мир музыки.
Каждый ребёнок обладает своеобразным сочетанием способностей, личностных качеств. Важно заметить и развить всё лучшее, что заложено от природы, используя индивидуально-дифферинцированный подход, задания разной степени сложности. Необходимо учитывать интересы детей, склонности к различным видам музыкальной деятельности.
Основные задачи музыкального воспитания в детском саду:
- Развивать у детей музыкальный вкус, слух, представления о красоте.
- Укреплять здоровье детей благодаря музыкальному движению и специальным упражнениям, насыщению музыкальных занятий положительными переживаниями, поощрять эмоциональный отклик, желание выражать свои эмоции.
- Обогащать эмоциональную сферу детей музыкальными впечатлениями.
- Развивать у детей музыкальные способности во всех доступных видах музыкальной деятельности, содействовать развитию воображения и проявлению детского музыкального творчества.
- Развивать культуру слушания музыки, культуру пения и игры на музыкальных инструментах, культуру движения тела.
Система музыкального воспитания состоит из 4-х взаимосвязанных разделов:
- 1. Слушание музыки:
– Восприятие музыки, специально созданной для слушания.
– Музыкально-дидактические игры и упражнения.
- Исполнительство:
– Пение.
– Движение.
– Игра на детских музыкальных инструментах.
- Творчество:
– Песенное.
– Музыкально-игровое.
– Инструментальное.
- Музыкально-образовательная деятельность:
– Первичные представления об основных элементах выразительных средств музыки.
– Введение музыкального словаря в речь детей.
Система работы по музыкальному воспитанию в нашем ДОУ строится основывается на следующих принципах:
- Принцип тематизма. В основе лежат темы, близкие и понятные детям по своему содержанию, например: «В гостях у осени», «Кто живёт в лесу», «Встречаем Новый год», «Зимняя сказка», «Весенняя капель» и другие.
- Принцип использования в программном репертуаре высокохудожественных произведений: классических, народных и современных.
- Принцип объединения всех разделов музыкального занятия единым сюжетом, когда это возможно, особенно на занятиях с малышами. Это помогает увлечь детей, погрузить их в увлекательное содержание занятия.
- Принцип импровизационности. Использование импровизации во всех видах деятельности, стремление к творчеству.
- Объединения музыки, слова и движения в упражнениях (речевые и вокальные упражнения, пальчиковая гимнастика).
Известно, что музыка родилась из двух источников – из слова и движения. Рождение музыки путём “отделения” интонации от слова – лишь один путь её создания. Другой – рождение музыки из движения (жеста, танца, пантомимы), которое, как и слово, является средством выражения человеком своих мыслей и переживаний. Эти два источника привели к образованию с одной стороны, интонаций, передающих эмоциональное содержание речи – музыкально – речевых интонаций, с другой – пластических интонаций, передающих эмоциональное содержание движений.
Рождение музыки из этих двух источников естественно определило появление двух исконных первичных видов музыкальной деятельности – пения и движения под музыку. Они и в наши дни являются наиболее демократичными и любимыми её видами.
В структуре музыкальных занятий в детском саду эти виды музыкальной деятельности занимают едва ли не центральное место. При этом если пение – достаточно сложный для детей и более поздно формирующийся её вид, то движение под музыку – значительно более доступный и ранний вид музыкальной деятельности.
Музыкальное движение представляет особенный интерес в связи с задачей развития творческих способностей. Он объясняется, во-первых, “двигательной природой” детского воображения (Л.С.Выготский); во-вторых, максимальной доступностью движения под музыку для детей на всех возрастных этапах включая ранний возраст, что очень важно для формирования элементов музыкального творчества, начиная с первых шагов музыкального развития. Наиболее яркие эмоциональные реакции – радость, удовольствие – возникают у детей именно в музыкальной деятельности, а яркие эмоции являются важнейшим условием для формирования творчества.
Говоря о “двигательной природе” детского в воображения, Л.С.Выготский подчёркивал действенность воссоздания его образов детьми “при посредстве собственного тела”. В этом – ключ к пониманию значения музыкального движения в музыкально-творческом развитии детей.
Развитие чувства ритма у ребёнка идёт с первого года. К 2-2,5 годам ребёнок обладает простейшими ритмическими представлениями, затем начинает воспроизводить структуру их двух меньших и одной большей длительности. К пяти годам ребёнок воспроизводит ритмическую канву произведения, и даже старшие дошкольники улавливают в основе динамической и ритмической структуры в первую очередь ритм, а мелодию и гармонию воспринимают значительно хуже.
С самого раннего детства ребёнок исследует свои голосовые возможности, звуки, которые его окружают. Это – бытовые звуки, звуки транспорта, звуки природы и другие.
Систематическая работа со звуком ведёт ребёнка к знакомству с языком музыки и помогает ему формировать слух, голос, ритм.
И конечно же, нельзя недооценить влияние музыки на здоровье детей. Музыкальные занятия, обогащённые впечатлениями, положительными эмоциями, улучшают самочувствие. Специальные упражнения для дыхания и голоса помогают детям находиться в хорошей физической форме. А сама музыка лечит, успокаивает и воспитывает детей.