Музыкальное воспитание в ДОУ

muzvospitanieИздавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее и физическое развитие ребёнка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни. Восприятие музыки, отражение её настроения и образов в   движении способствует укреплению физического и психического здоровья детей, гармоничному развитию тела и духа.

В дошкольном возрасте очень важно психологически раскрепостить ребёнка через освоение собственного тела как выразительного инструмента для передачи чувств, эмоций, которые ребёнок черпает из музыки.   Ещё издавна музыка для воспитания и образования соединяла не только гармонию звуков, но и поэзию, танец, философию, творчество. Именно эти идеи важны для воспитания и в современном очень непростом и жестоком мире. Поэтому очень естественно стремление педагогов к воспитанию детей по «законам красоты», к воплощению в реальность прекрасной формулы Платона: «От красивых образов мы перейдём к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни и от красивой жизни – к абсолютной красоте…» Красота  внутреннего мира, здоровый дух, здоровые мысли, здоровье души и тела…Вот то, к чему мы стремимся, погружая детей в мир музыки.

Каждый ребёнок обладает своеобразным сочетанием способностей, личностных качеств. Важно заметить и развить всё лучшее, что заложено от природы, используя индивидуально-дифферинцированный подход, задания разной степени сложности. Необходимо учитывать интересы детей, склонности к различным видам музыкальной деятельности.

Основные задачи музыкального воспитания в детском саду:

  1. Развивать у детей музыкальный вкус, слух, представления о красоте.
  2. Укреплять здоровье детей благодаря музыкальному движению и специальным упражнениям, насыщению музыкальных занятий положительными переживаниями, поощрять эмоциональный отклик, желание выражать свои эмоции.
  3. Обогащать эмоциональную сферу детей музыкальными впечатлениями.
  4. Развивать у детей музыкальные способности во всех доступных видах музыкальной деятельности, содействовать развитию воображения и проявлению детского музыкального творчества.
  5. Развивать культуру слушания музыки, культуру пения и игры на музыкальных инструментах, культуру движения тела.

Система музыкального воспитания состоит из 4-х взаимосвязанных разделов:

  1. 1. Слушание музыки:

– Восприятие музыки, специально созданной для слушания.

– Музыкально-дидактические игры и упражнения.

  1. Исполнительство:

– Пение.

– Движение.

– Игра на детских музыкальных инструментах.

  1. Творчество:

– Песенное.

– Музыкально-игровое.

– Инструментальное.

  1. Музыкально-образовательная деятельность:

– Первичные представления об основных элементах выразительных средств музыки.

– Введение музыкального словаря в речь детей.

Система работы по музыкальному воспитанию в нашем ДОУ строится основывается на следующих принципах:

  1. Принцип тематизма. В основе  лежат темы, близкие и понятные детям по своему содержанию, например: «В гостях у осени», «Кто живёт в лесу», «Встречаем Новый год», «Зимняя сказка», «Весенняя капель» и другие.
  2. Принцип использования в программном репертуаре высокохудожественных произведе­ний: классических, народных и современных.
  3. Принцип объединения всех разделов музыкального занятия единым сюжетом, когда это возможно, особенно на занятиях с малышами. Это помогает увлечь детей, погрузить их в увлекательное содержание занятия.
  4. Принцип импровизационности. Использование импровизации во всех видах деятельности, стремление к творчеству.
  5. Объединения музыки, слова и движения в упражнениях (речевые и вокальные упражнения, пальчиковая гимнастика).

  Известно, что музыка родилась из двух источников – из слова и движения. Рождение музыки путём “отделения” интонации от слова – лишь один путь её создания. Другой – рождение музыки из движения (жеста, танца, пантомимы), которое, как и слово, является средством выражения человеком своих мыслей и переживаний. Эти два источника  привели  к  образованию  с  одной  стороны, интонаций, передающих эмоциональное содержание  речи –  музыкально – речевых  интонаций,  с  другой – пластических  интонаций,  передающих  эмоциональное  содержание  движений.

Рождение  музыки  из  этих  двух  источников  естественно  определило  появление двух  исконных  первичных  видов  музыкальной  деятельности –  пения  и  движения под  музыку. Они и в наши дни являются наиболее демократичными и любимыми её видами.

В  структуре  музыкальных  занятий   в   детском  саду  эти виды музыкальной деятельности занимают едва ли  не  центральное место.  При  этом  если  пение – достаточно  сложный   для  детей  и  более  поздно  формирующийся  её  вид, то движение под музыку – значительно более доступный и ранний вид музыкальной деятельности.

 Музыкальное движение  представляет   особенный интерес  в   связи с задачей развития творческих способностей.  Он объясняется, во-первых, “двигательной природой” детского воображения (Л.С.Выготский);   во-вторых,  максимальной доступностью движения под музыку для детей на всех возрастных этапах включая ранний возраст,   что очень  важно  для формирования элементов музыкального творчества, начиная с первых шагов   музыкального развития.    Наиболее яркие эмоциональные реакции – радость, удовольствие – возникают у детей именно в музыкальной деятельности, а яркие эмоции являются важнейшим условием для формирования творчества.

Говоря о “двигательной природе” детского  в воображения, Л.С.Выготский подчёркивал действенность воссоздания его образов детьми  “при посредстве собственного тела”. В этом – ключ к пониманию значения музыкального движения в музыкально-творческом развитии детей.

Развитие чувства ритма у ребёнка идёт с первого года.   К 2-2,5 годам ребёнок обладает простейшими ритмическими представлениями, затем начинает воспроизводить структуру их двух меньших и одной большей длительности. К пяти годам ребёнок воспроизводит ритмическую канву произведения, и даже старшие дошкольники улавливают в основе динамической и ритмической структуры в первую очередь ритм, а мелодию и гармонию воспринимают значительно хуже.

С самого раннего детства ребёнок исследует свои голосовые возможности, звуки, которые его окружают. Это – бытовые звуки, звуки транспорта, звуки природы и другие.

Систематическая работа со звуком ведёт ребёнка к знакомству с языком музыки и помогает ему формировать слух, голос, ритм.

И конечно же, нельзя недооценить влияние музыки на здоровье детей. Музыкальные занятия, обогащённые впечатлениями, положительными эмоциями, улучшают самочувствие. Специальные упражнения для дыхания и голоса помогают детям находиться в хорошей физической форме. А сама музыка лечит, успокаивает и воспитывает детей.

Обновлено: 18.01.2017 — 00:24

Добавить комментарий