Рабочая программа музыкального руководителя является обязательным документом. В соответствии с Законом №273-ФЗ Рабочая программа считается структурной единицей учебно-методической документации. Она разрабатывается на
основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования и авторских парциальных программ, используемых в работе музыкальным руководителем.
Рабочая программа педагога, в том числе и музыкального руководителя, состоит из следующих разделов:
- Целевой раздел.
- Содержательный раздел.
- Организационный раздел.
- Приложения.
В первых трёх разделах педагогом отражается обязательна часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса (учёт специфики ДОУ, регионального компонента, приоритетной деятельности и т.д.)
В Целевом разделе в пояснительной записке обосновывается актуальность реализуемой программы, в целевых ориентирах описываются планируемые результаты реализации программы, указываются цель и основные задачи музыкального воспитания, прописывается интеграция музыкального воспитания с физическим, познавательным, речевым и социально-коммуникативным развитием.
Содержательный раздел включает в себя возрастные особенности музыкального развития ребёнка , содержание работы по музыкальному воспитанию и примерное комплексно-тематическое планирование праздников и развлечений для каждого возраста, а также общий список литературы, используемый в работе музыкального руководителя.
В Организационном разделе раскрываются особенности организации образовательного процесса по музыкальному воспитанию:
– организованная музыкальная деятельность (типы занятий и описание их структуры, формы совместной деятельности);
– образовательная музыкальная деятельность в режимных моментах (включение музыкального репертуара на других занятиях, во время прогулок, как фоновая составляющая и т.д.);
– создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности детей;
– досуги и развлечения;
– образовательная музыкальная деятельность в семье.
Также в организационный раздел включается регламент организованной музыкальной деятельности , который включает в себя Учебный план (продолжительность и количество музыкальных занятий в неделю и в год, досуги и развлечения по каждой возрастной группе).
Далее раскрываются методы и приёмы работы с дошкольниками, обучающие и развивающие методики и технологии, используемые музыкальным руководителем в работе с детьми, например:
– Технологий проблемного обучения.
– Игровая технология.
– Проектная технология.
– Информационно-компьютерные технологии.
– Технология сотрудничества и т.д.
Указываются формы работы с детьми по музыкальному воспитанию и какие виды детской музыкальной деятельности используются в той или иной форме, например, пение используется в режимных моментах, совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности дошкольников, совместной деятельности с семьей.
В организационный раздел включается мониторинг музыкального развития с критериями и особенности оснащения предметно-пространственной развивающей среды для проведения музыкальной деятельности детей (в музыкальном зале, кабинете, группе и т.д.)
Раздел Приложения может включать в себя:
– Календарно-тематическое планирование по музыкальному развитию;
– Пан работы с педагогами;
– План работы с родителями;
– Паспорт кабинета и музыкального зала;
– Конспекты занятий и других форм музыкальной деятельности с детьми;
– Консультации, семинары, тренинги для педагогов и родителей;
– Картотеки игр и упражнений;
– Информационные буклеты, памятки, брошюры для педагогов и родителей и др.
В помощь для написания рабочей программы музыкального руководителя предлагаю шаблон-основу: