Элементарное музицирование

nachaloИдею элементарного музицирования можно смело назвать идеей человечества. Издавна музыка использовалась для досуга, но там происходило и научение. На праздниках присутствовали как взрослые, так и дети. Люди пели для удовольствия, а дети всё это видели и слышали, запоминали и повторяли так, как могли, овладевали элементарными танцевальными движениями, заучивали  песни, приобщаясь тем самым к своей культуре.  По мере взросления дети становились всё более и более активными участниками таких мероприятий.

Идею элементарного музицирования в музыкальное воспитание ввёл Карл Орф. Эта идея созвучна детскому пониманию картины мира. Ведь дети понимают мир целостно. И процесс элементарного музицирования тоже является целостным, так как в нём неразрывно взаимосвязаны и пение, и движение, и игра на музыкальных инструментах. А это очень понятно и доступно ребёнку. И что самое главное – детям нравится элементарное музицирование, так как любой ребёнок любит петь, двигаться под музыку  и экспериментировать  с разнообразными музыкальными инструментами и различными «шумелками», «гремелками», «шуршалками». У ребёнка есть всё необходимое: пение, речь движение, игра в так называемом детском оркестре.

Идея элементарного музицирования созвучна с ФГОС, так как по ФГОС к музыкальному воспитанию предъявляется ряд условий:

– обучение должно происходить в игре;

– дифференциация и индивидуализация обучения;instrument

– обучение детей в творчестве, в соответствии с интересами и собственного видения ребёнком образовательного процесса и результата.

Ребёнок учится всегда, каждую минуту. Играя он учится всему, что ему нужно. Поэтому следует как можно чаще отходить от традиционных обучающих занятий, следуя за детскими желаниями, интересами, потому что именно там находится зона его ближайшего развития на данном этапе.

Ребёнок развивается в творчестве, создавая свои продукты творчества. Следует отметить, что детское творчество самоценно уже само по себе. И в музыкальном обучении важен не столько результат, сколько сам процесс.  Мы даём ребёнку возможность понять, что он может многое. Если что-то он ещё не умеет, то всегда может либо научится этому, либо придумать сам свой способ творческого выражения: пения, движения, игре на инструменте.

Всё это реализуется во время  элементарного музицирования, поскольку сущностью элементарного музицирования является игровая педагогика. Суть игровой педагогики состоит в том, что ребёнок играет, но не догадывается, что при этом его учат. И педагог, обучая,  тоже находится  в позиции игры. Он играет вместе с детьми. Это особенно важно  в дошкольной педагогике.

В элементарном музицировании большое внимание уделяется детскому музыкальному творчеству. Дети получают первоначальные навыки, исполняют детские песни, но акцент делается на том, чтобы исполнить эту песенку по-особенному, по-своему: придумать свой аккомпанемент, свои движения, какие-то речевые дополнения, проигрыши, вставки и т.д.

Элементарное музицирование – это устный вид деятельности, основанный лишь на «здесь и сейчас».  Все элементы музицирования короткие и простые, и ребёнок может их очень просто запомнить и уже работать дальше с этим материалом,  варьировать, пробовать различные варианты, что само по себе и является процессом творчества.

kids_musicУ элементарного музицирования совершенно другой формат в отличие от традиционных музыкальных занятий. Меняются репертуар и  задания: это не разучивание с детьми готовых музыкальных произведений, а создание своих небольших музыкальных форм, которые могут объединять в себе пение, движение, речь и игру на музыкальных инструментах. Например, можно озвучить рассказ, используя звуки своего тела (шлепки, щелчки, притопы, хлопки), голосовую импровизацию, звуки шумового оркестра, пластические движения.  Так же это и другой подход музыкального руководителя к процессу обучения. Его можно назвать импровизационным подходом: следовать за детьми, за их желаниями.

Важным моментом в элементарном музицировании является индивидуализация. Один ребёнок лучше поёт, другой танцует, третий – играет на барабане. Сегодня, например, Маша желает быть зайчиком,  а завтра будет лисичкой, Миша хочет взять металлофон, хотя вчера играл на бубне и т.д. Как правило, тот или иной выбор дети делают не просто так. Они оценивают свои возможности, понимают, что у них сегодня может получиться, а что нет.

Таким образом, используя в свое работе элементарное музицирование на основе орфовской педагогики, мы реализуем и ФГОС: творчество, игру и индивидуализацию обучения. Эта педагогика несёт в себе всё то, что необходимо для развития и обучения ребёнка.

Обновлено: 19.04.2017 — 00:06

Добавить комментарий