Лэпбук

lapbook-1Введение нового стандарта к дошкольному образованию существенно изменило подход к организации музыкальной деятельности дошкольников. Перед нами стоит задача воспитания активного и любознательного поколения, решить которую возможно лишь с поиском нестандартных форм сотрудничества с воспитанниками. Одним из универсальных способов реализации деятельностного подхода в музыкальном воспитании дошкольников является использование лэпбука.

«Лэпбук» (lapbook)  значит «наколенная книга» (lap – колени, book – книга). Это универсальное средство обучения дошкольников, которое может применяться в любой деятельности, в том числе  и в музыкальной.

Лэпбук можно отнести к форме организации учебного материала, который ребёнок-дошкольник осваивает и закрепляет. Лэпбук является универсальным пособием, назначение которого достаточно широко. Он может использоваться в групповой, подгрупповой и индивидуальной работе с детьми по музыкальному воспитанию. Мы его используем в совместной деятельности по музицированию для выполнения заданий по освоению нотной грамоты, в проектной деятельности как организацию определённого этапа проекта и как форму организации «Центра музыкального развития» на группе.

Цель использования лепбука в музыкальном воспитании: обеспечение активности ребёнка и разнообразия практической деятельности в процессе реализации художественно-эстетического развития дошкольника.

Примеры использования лэпбука в музыкальном воспитании (из опыта работы):

Активно используется лэпбук для подгрупповой формы работы в совместной деятельности по музицированию. Небольшой лэпбук изготовлен на каждого ребёнка. В нём имеются разделы, которые необходимы для обучения детей музицированию и освоения основ музыкальной грамоты:lapbook-2

– музыкальные инструменты;

– ритмические блоки;

– картинки (животные, явления природы, предметы);

– обозначения ритма, размера, паузы;- карточки для звукового моделирования;

– «Рабочее поле», где ребёнок выкладывает нужные карточки;

– изображение фортепианной клавиатуры;

– звуковысотные лесенки.

Кармашки лэпбука наполняются содержанием в соответствии с решаемых на занятии задачами и индвидуальными особенностями дошкольников. Дети, посещающие занятия по музицированию,  имеют разный уровень музыкального развития, поэтому индивидуализация некоторых заданий позволяет освоить материал в соответствии с  возможностями ребёнка. Данные лепбуки применяются нами в работе с детьми двух-трёх возрастов одновременно.

Очень удобно использовать лэпбук как форму организации «Центра музыкального развития» на группе, изготовленного в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей определённой группы. Представленный ниже лэпбук используется в самостоятельной и совместной музыкальной деятельности lapbook-3детей в группе в режиме дня (старший дошкольный возраст). В его включены:

  1. Круги Луллия (малый внутренний круг – виды детской деятельности: слушание, пение, движение, игра на муз.инструментах, чтение стихов, изодеятельность, творчество;  внешний круг – тематика: день знаний, Новый год, лето, выпускной и т.д.). Круги Луллия позволяют закрепить музыкальный материал, пройденный в течение учебного года, вспомнить пройденное за предыдущий год, «проработать» тему в разных видах детской деятельности.
  2. «Эмоции в музыке», «Три кита в музыке» (для слушания музыки).
  3. Творческие задания на воспроизведение и сочинение ритма, музыки, озвучивание немых музыкальных инструментов – металлофона и фортепиано.
  4. Задания на закрепление знаний о музыкальных инструментах с раскрасками.

  Таким образом, используя лэпбук, ребёнок может выбрать интересующие его задания и проявить себя. Возможно как индивидуальное, так и подгрупповое применение.

В средней-старшей группе дети с педагогом изготовили лепбук на тему «Музыкальная мастерская». В ней собраны материалы для ознакомления детей с музыкальными инструментами, размещены игровые упражнения на развитие чувства ритма и звуковысотного слуха, творческие задания на сочинение небольших песеноlapbook-4к.

      В «Центрах музыкального развития» на группах целесообразно использовать тематический лэпбук: по временам года,  по праздничным и памятным датам («День Победы», «Праздник урожая» и т.д.), по конкретной теме: «Музыкальные инструменты», «Сказка в музыке».    

     Также лэпбук  используется нами и в детской проектной деятельности. В средней группе у нас проводилась работа над проектом по музыкальному воспитанию «Колокольцы-бубенцы».  В форме лэпбука организовался этап проекта «Копилка», где дети размещали все свои находки.  Проект основывался на применении ТРИЗ технологии, поэтому  в него вошли такие разделы:

– обозначения признаков (жанр,  громкость, темп, тембр,  регистр, материал, принадлежность к п/р миру, размер, вес);

– картинки с изображением колокольчиков;

– малые литературные формы (загадки, пословицы, стишки, потешки) с использованием колокольчиков;

– картотека игр с колокольчиками;

– творческие разделы «Раскраски – колокольчики»; «Сочини песенку колокольчика»;

– «Исполни ритм».

     Педагог совместно с детьми наполняет лэпбук материалами, которые дети приносят из дома. Подключая родителей к процессу наполнения лэпбука, мы активизируем их и делаем участниками образовательных отношений. У детей  активизируются познавательные процессы, они приобретают новые знания, применяют их в разных видах деятельности.

       Так как процесс изготовлениия лэпбука является очень трудоёмким, нами выработан определённый алгоритм его создания, который приведён здесь.

Купить шаблон для изготовления лэпбука “Музицирование”.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *