Введение нового стандарта к дошкольному образованию существенно изменило подход к организации музыкальной деятельности дошкольников. Перед нами стоит задача воспитания активного и любознательного поколения, решить которую возможно лишь с поиском нестандартных форм сотрудничества с воспитанниками. Одним из универсальных способов реализации деятельностного подхода в музыкальном воспитании дошкольников является использование лэпбука.
«Лэпбук» (lapbook) значит «наколенная книга» (lap – колени, book – книга). Это универсальное средство обучения дошкольников, которое может применяться в любой деятельности, в том числе и в музыкальной.
Лэпбук можно отнести к форме организации учебного материала, который ребёнок-дошкольник осваивает и закрепляет. Лэпбук является универсальным пособием, назначение которого достаточно широко. Он может использоваться в групповой, подгрупповой и индивидуальной работе с детьми по музыкальному воспитанию. Мы его используем в совместной деятельности по музицированию для выполнения заданий по освоению нотной грамоты, в проектной деятельности как организацию определённого этапа проекта и как форму организации «Центра музыкального развития» на группе.
Цель использования лепбука в музыкальном воспитании: обеспечение активности ребёнка и разнообразия практической деятельности в процессе реализации художественно-эстетического развития дошкольника.
Примеры использования лэпбука в музыкальном воспитании (из опыта работы):
Активно используется лэпбук для подгрупповой формы работы в совместной деятельности по музицированию. Небольшой лэпбук изготовлен на каждого ребёнка. В нём имеются разделы, которые необходимы для обучения детей музицированию и освоения основ музыкальной грамоты:
– музыкальные инструменты;
– ритмические блоки;
– картинки (животные, явления природы, предметы);
– обозначения ритма, размера, паузы;- карточки для звукового моделирования;
– «Рабочее поле», где ребёнок выкладывает нужные карточки;
– изображение фортепианной клавиатуры;
– звуковысотные лесенки.
Кармашки лэпбука наполняются содержанием в соответствии с решаемых на занятии задачами и индвидуальными особенностями дошкольников. Дети, посещающие занятия по музицированию, имеют разный уровень музыкального развития, поэтому индивидуализация некоторых заданий позволяет освоить материал в соответствии с возможностями ребёнка. Данные лепбуки применяются нами в работе с детьми двух-трёх возрастов одновременно.
Очень удобно использовать лэпбук как форму организации «Центра музыкального развития» на группе, изготовленного в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей определённой группы. Представленный ниже лэпбук используется в самостоятельной и совместной музыкальной деятельности детей в группе в режиме дня (старший дошкольный возраст). В его включены:
- Круги Луллия (малый внутренний круг – виды детской деятельности: слушание, пение, движение, игра на муз.инструментах, чтение стихов, изодеятельность, творчество; внешний круг – тематика: день знаний, Новый год, лето, выпускной и т.д.). Круги Луллия позволяют закрепить музыкальный материал, пройденный в течение учебного года, вспомнить пройденное за предыдущий год, «проработать» тему в разных видах детской деятельности.
- «Эмоции в музыке», «Три кита в музыке» (для слушания музыки).
- Творческие задания на воспроизведение и сочинение ритма, музыки, озвучивание немых музыкальных инструментов – металлофона и фортепиано.
- Задания на закрепление знаний о музыкальных инструментах с раскрасками.
Таким образом, используя лэпбук, ребёнок может выбрать интересующие его задания и проявить себя. Возможно как индивидуальное, так и подгрупповое применение.
В средней-старшей группе дети с педагогом изготовили лепбук на тему «Музыкальная мастерская». В ней собраны материалы для ознакомления детей с музыкальными инструментами, размещены игровые упражнения на развитие чувства ритма и звуковысотного слуха, творческие задания на сочинение небольших песенок.
В «Центрах музыкального развития» на группах целесообразно использовать тематический лэпбук: по временам года, по праздничным и памятным датам («День Победы», «Праздник урожая» и т.д.), по конкретной теме: «Музыкальные инструменты», «Сказка в музыке».
Также лэпбук используется нами и в детской проектной деятельности. В средней группе у нас проводилась работа над проектом по музыкальному воспитанию «Колокольцы-бубенцы». В форме лэпбука организовался этап проекта «Копилка», где дети размещали все свои находки. Проект основывался на применении ТРИЗ технологии, поэтому в него вошли такие разделы:
– обозначения признаков (жанр, громкость, темп, тембр, регистр, материал, принадлежность к п/р миру, размер, вес);
– картинки с изображением колокольчиков;
– малые литературные формы (загадки, пословицы, стишки, потешки) с использованием колокольчиков;
– картотека игр с колокольчиками;
– творческие разделы «Раскраски – колокольчики»; «Сочини песенку колокольчика»;
– «Исполни ритм».
Педагог совместно с детьми наполняет лэпбук материалами, которые дети приносят из дома. Подключая родителей к процессу наполнения лэпбука, мы активизируем их и делаем участниками образовательных отношений. У детей активизируются познавательные процессы, они приобретают новые знания, применяют их в разных видах деятельности.
Так как процесс изготовлениия лэпбука является очень трудоёмким, нами выработан определённый алгоритм его создания, который приведён здесь.
Купить шаблон для изготовления лэпбука “Музицирование”.