Воздействие музыки на организм ребенка в игре

размещено в: Статьи | 0

igraВоздействие музыки на организм ребенка в музыкальной игровой деятельности

На основе материала Г.И.Анисимовой

Игра — оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. Это подтверждает Д.Б. Эльконин: «… игра влияет на формирование всех основных процессов, от самых элементарных до самых сложных».

По мнению О.С. Газмана, в игре у детей возникает три цели. Первая цель — удовольствие от игры — «Хочу». Вторая цель — выполнять правила игры — «Надо». Третья цель — творчес­кое выполнение игровой задачи — «Могу». Таким образом, складывается основной механизм игры «Хочу! Надо! Могу!», влияющий на личность ребенка и процесс формирования у него функций саморегуляции и самоконтроля.

В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодей­ствия на основе познавательных интересов.

Воздействие музыкального сопровождения игры на орга­низм ребенка можно рассматривать в трех аспектах.

Первый аспект — физиологический, связан с исследовани­ями В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И. М. Сеченова, И. R Тар­ханова и др., которые выявили положительное влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музыки и ритми­ческих движений повышает общий жизненный тонус, регулиру­ет деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-дви­гательной систем, формирует произвольность психических функ­ций.

Второй аспект — психологический. Музыка, воздействуя на эмоционально-личностную сферу ребенка, выполняет кор­рекцию познавательных, психических, коммуникативных нару­шений.

Третий аспект — педагогический. Посредством музыки воспитывается у ребенка способность эстетически восприни­мать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.

В музыкальной игре, как в пении и ритмических движениях, дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи — ритм, динамику, темп, высоту. Это дает педагогу возможность дифференцированно воздейство­вать на детей с разным темпом развития.

Медлительные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий жизненный тонус. Это произведения подвижного, быстрого характера.

Расторможенные (гиперактивные) дети успокаиваются му­зыкой умеренного темпа, снижающего возбужденное состоя­ние коры головного мозга.

Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоционального состояния (от агрессии до апа­тии) требуется стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания.

Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры. Созда­вая предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, музыка направляет слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры. Желание, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизируют ребенка и сопровождают его в каждой игре.

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИГРЫ

Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик. Характер отклика зависит от цели, содержания, образа игры, которая отличается от танца, пляски тем, что помогает детям внимательно и сознательно слушать музыку.

В музыкальной игре ребенок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнава­ния и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребенка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразиров­ку, такты, метроритм, интонацию.

Эмоционально окрашивая игровые действия, музыка предъявляет детям требование проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодии. Понимание музыкально-иг­рового задания вызывает у ребенка быстроту реакции на зву­ковое раздражение, формирование музыкальных и двигатель­ных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.

В соответствии с этим музыкальная игра имеет сле­дующие задачи:

  1. Коррекционные:
  • развитие слухового, зрительного, тактильного восприя­тия, мимической мускулатуры; дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм), координации движений и норма­лизация их темпа и ритма;
  • формирование выразительных средств: интонации, ми­мики, жестов, движения.
  1. Оздоровительные:
  • укрепление сердечно-сосудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;
  • развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;
  • развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);
  • развитие быстроты двигательной реакции.
  1. Образовательные:
  • обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
  • развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
  • формирование умственных умений и действий.
  1. Воспитательные:
  • воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;
  • эстетическое отношение к окружающему;
  • развитие чувств, эмоций высшего порядка.
  1. Развивающие:
  • познавательную активность;
  • устойчивый интерес к действованию;
  • саморегуляцию и самоконтроль;
  • внимание, память, мышление;
  • ориентировку в пространстве.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР

Этапы развития музыкальной игры привели к поиску клас­сификации детских игр. В разное время и разными авторами осуществлялись подходы к педагогическому управлению про­цессом игры. Разносторонние подходы отражали и разнообраз­ные принципы классификации.

Н. А. Метлов с воспитательной точки зрения выделил игры с пением. С помощью этих игр педагог развивает у детей музы­кальный слух, голос, чувство ритма и умение правильно пере­давать мелодию. Для воспитания у детей художественного вку­са, радостных эмоций им было предложено проведение в дет­ском саду игр-сказок.

Н. А. Ветлугина научными исследованиями в области раз­вития музыкально-сенсорных способностей показала первосте­пенную роль музыкально-дидактических игр, как основы чув­ственного восприятия музыки. В дальнейшем разработка этой группы игр была продолжена А. Н. Зиминой, Э. П. Костиной и нашла практическое применение у педагога-практика Н. Г. Ко­ноновой.

И. Л. Дзержинская рассматривала игру как средство педа­гогического воздействия в условиях приобщения малышей до трех лет к разным видам музыкальной деятельности.

Е. Раевская, С. Руднева, Г. Соболева, 3. Ушакова изме­нили представление об игре, предложив иное осмысление вос­питательных задач. Методические разработки музыкально-ритмических игр были направлены на всестороннее развитие музыкальности детей, а именно: развитие эмоциональности, чувства ритма, ощущение музыкальной формы, восприятия, воображения.

Е. Д. Макшанцева предложила новую форму музыкальных игр — игры-забавы. Они способствуют правильному физичес­кому развитию детей, нормальному функционированию опорно-двигательного аппарата.

Л. Н. Комиссарова разработала систему применения нагляд­ных средств при организации и проведении настольных дидак­тических игр на музыкальном занятии и в повседневной жизни детского сада.

Работая над чистотой  интонации у старших дошкольников А. Д. Воинова показала значение вокальных игр с элементами дидактичности.

Игры-драматизации, театрализованные игры, народные игры в последние десятилетия чаще стали использоваться в работе массовых и коррекционно-образовательных дошкольных учреж­дений.

Мы предлагаем музыкально-развивающие игры с вокаль­ным и инструментальным сопровождением. Можно выделить три группы музыкальных игр.

Первая группа — игры на развитие внимания.

Вторая группа — игры на развитие памяти.

Третья группа — игры на развитие мышления.

Каждая из групп имеет педагогическую направленность. Игры первой группы развивают свойства внимания: наблюда­тельность, длительность, устойчивость, переключение, распре­деление, быстроту двигательной реакции, фонематический и речевой слух.

Игры второй группы осуществляют развитие разных видов памяти: зрительную, двигательную, образно-слуховую, музы­кальную; формируют процессы запоминания, сохранения инфор­мации и удержания в памяти, воспроизведения в памяти.

Игры третьей группы содействуют развитию умственных действий — сравнения, сопоставления, обобщения, анализа и синтеза.

Все игры имеют свои побудительные мотивы, определен­ные способы действий, игровой замысел, игровой материал, правила.

По форме проведения игры подразделяются на:

  • статические (стоя или сидя);
  • игры с движением;
  • речедвигательные игры;
  • игры-шутки;
  • игры-песни;
  • артикуляционные игры;
  • игры-забавы;
  • игры-загадки;
  • ритмические игры.

Статические игры развивают собранность, помогают снять мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий.

Подвижные игры с правилами развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель, формируют ком­муникативные способности.

Игры с речью развивают вокально-слуховую и двигательно-слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции тем­па и ритма.

Игры-шутки активизируют слуховое восприятие, форми­руя фонематический слух, и все стороны музыкально-слуховых представлений.

Игры-песни развивают функции голосообразования и свой­ства голоса, способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания.

Артикуляционные игры укрепляют мышцы языка, зева, губ, щек, голосовых связок, активизируют подвижность верх­ней и нижней челюсти.

Игры-забавы побуждают к творческой активности, иници­ативе, развивают зрительное восприятие посредством укрепле­ния зрительной мышцы и зрительного нерва, формируют твор­ческие способности.

Игры-загадки развивают логическое мышление, сообрази­тельность, стремление ребенка к осознанным умственным и практическим действиям.

Ритмические игры направлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность звука, слога, фразы, предложения, части и всего законченного музыкального и рече­вого построения с помощью двигательных упражнений под му­зыку.

Обучение в игре и развитие происходит постепенно. Ус­ловно можно выделить три этапа. На первом этапе создает­ся мотивация игры, происходит объяснение ее содержания, детьми осваивается игровое содержание. На втором идет формирование двигательных, речевых, вокальных навыков. На третьем — осуществляется автоматизация и совершенство­вание навыков, появляется самостоятельность детей.

Каждой игре предшествует подготовительное или вспо­могательное упражнение, которое сначала проводится без му­зыки, а затем с музыкальным сопровождением. Цель этих уп­ражнений — подготовить тело ребенка (руки, ноги, голову, кисти, пальцы) к воспроизведению действия, разогреть мышцы-сгибатели и мышцы-разгибатели, участвующие в возникно­вении движения.

Рифмованные задания отдельных игр побуждают детей к двигательной активности и четкому выполнению игровых пра­вил.

Главным средством музыкального воздействия на слухо­вые и двигательные анализаторы является метроритм. С первых музыкальных занятий у детей закладываются основы ощущений речевых и музыкальных сигналов, ритмических импульсов и ритмических реакций, ощущение акцентов, сла­бых и сильных долей. Метроритмическая единица — доля, соответствующая шагу, взмаху руки, повороту головы, наклону корпуса, — вырабатывает в детском организме размеренность темпа движения, что является положительным моментом и базисом в регуляции психических процессов.

Дети, с которыми перед игрой проводились данные подго­товительные упражнения, показывали положительные резуль­таты через две-четыре недели. Динамика у проблемных детей проявлялась в возникновении быстроты реакции, длительно­сти внимания, запоминания и сохранения информации с не­значительной ее потерей, проявлении отдельных элементов выразительности в голосе и движениях.

Развивающие игры рекомендуется проводить во всех ча­стях музыкального занятия: в начале, середине, в конце, что­бы распределить равномерно эмоционально-психологическую нагрузку разных видов музыкальной деятельности, предупре­дить мышечную усталость и поддержать действенный интерес ребенка.

Оставить комментарий